Статьи
СТРАТЕГИЯ ГЕНИЕВ
Классические и неординарные пути и способы личностного развития

Каждый из нас сталкивается с непонятным, сразу не поддающимся оценке ощущением ограниченности. Многие ошибки, провалы, неудачи и неприятные случайности – следствие ограничения наших взглядов, опыта, способностей, знаний. И приходит время выбирать: смириться с отсутствием необходимого опыта, с этой ограниченностью или преодолевать ее, завоевывая новые вершины. Для тех, кто предпочитает второе – классические и неординарные пути и способы личностного и профессионального развития.

Развитие как понятие

Однажды я услышал фразу, которая существенно повлияла на мою жизнь: «Успех, это не там, где мы находимся сейчас, а там, где мы находимся сейчас по отношению к тому, где были раньше…» Это чем-то напоминает одну интересную математическую задачку. Что выгоднее: получить единовременно сумму, скажем, в $100 тысяч или возможность в течение месяца ежедневно увеличивать вдвое сумму, начиная с 1 рубля?

Если не брать во внимание тех, кто обсуждает несерьезность предложения (а где вам предлагали что-то серьезное?), большинство выберет синицу в руках, то есть кругленькое и стабильное пособие. А кто-то начнет считать. И вот что насчитает – во втором случае к концу месяца получится около $18 миллионов!

Два вывода, если вы уже пришли в себя и не побежали искать этому факту практическое применение…

Во-первых, статичное состояние опаснее динамичного.

Кстати, в жизни, похоже, вообще нет статичности. То есть если мы не наблюдаем роста своего бизнеса или прогресса в карьере, это может означать как то, что мы его просто не видим, так и то, что спад уже начался. Причем даже в случае если признаков последнего мы тоже не замечаем.

Либо вверх, либо вниз. Прямая линия бывает только на экране осциллографа, и то в судьбоносные моменты нашей жизни….

Во-вторых, сравнивать свой прогресс или регресс имеет смысл только со своим же собственным. Например, какой смысл оценивать себя в сравнении с более удачливым приятелем?

Не очень логичным выглядит сравнение изменяемого объекта с другим, никакого отношения не имеющим к первому.

Но вернемся к самому понятию развития – что это? Восхождение по спирали? Завоевание новых рубежей? Расширение опыта? Повышение производительности труда, профессионализма, статуса? Расширение перспектив? Конечно, все это и многое другое, что ассоциируется у каждого из нас с движением к новому, с понятием роста.

Предметом развития может быть общество, наука, неорганические системы. Но собственное Я – это единственное, что напрямую поддается изменению. По крайней мере, что подвластно нашему влиянию в первую очередь и что можно усовершенствовать. Объектом нашего экскурса является не биологическое развитие, а социальное. И его, наверное, целесообразно разделить на личностное и профессиональное.

Схематически этот путь к новому выглядит следующим образом: человек понимает границы своих возможностей, сталкивается с тем, что его сегодняшнее состояние не позволяет достичь желаемого, четко определяет свои потребности и проводит самоинвентаризацию. Развитие в рассматриваемом контексте лежит между тем, где я нахожусь сейчас, и тем, где я намерен оказаться в определенном будущем.

Источники и составные части

Существуют пара концепций исследования процесса развития и несколько теорий или подходов в способах развития. Но оставим сухость науки за рамками статьи, ибо тем, кто в этом что-либо понимает, информации будет явно недостаточно, а для остальных она может показаться скучной и, главное, бесполезной. В следующем номере журнала мы расскажем о методике конструирования индивидуального плана развития. Практическое же применение данной статьи видится в понимании того, что мы сами и есть основной ресурс для повышения продуктивности жизни. Давайте же посмотрим, как в наше время можно заниматься саморазвитием и что мы собственно развиваем? Что поддается развитию в нас самих? Где мы можем нащупать пустоты, заполнение которых приведет к большему росту?

Вне зависимости от того, что мы хотим добавить в свою «палитру» – менеджерские качества, умение принимать взвешенные решения или планировать свою деятельность, способность быть заботливым родителем, навыки стратегического мышления – изменения происходят на каком-то одном или сразу на нескольких уровнях, представленных ниже.

Приобретение знаний, интеллект – как правило первое, что приходит на ум в желании что-то совершенствовать в себе. Сегодня мы обладаем неограниченными возможностями получения самой разнообразной информации. На развитие общих и специальных знаний работают школа и вузы. Библиотеки, периодика, Интернет и Бог знает что еще призваны расширять наш кругозор. Но почему-то знаний о том, как кататься на велосипеде, не хватает для того, чтобы на нем сразу поехать!? Теоретическое ознакомление часто не отражается ни на внутренних установках, ни на поведении человека. Нужно что-то большее…

Большее – это освоение нового опыта и развитие более продуктивных навыков. Это процесс трансформации знания в привычку. Осмелюсь назвать его более продвинутым и глубоким и сравню с тем, как мы перебираемся с велосипеда на автомобиль. Кстати, вспомните ощущения, которые вы испытывали, когда учились управлять транспортным средством. Как поначалу было трудно фокусировать внимание сразу на нескольких деталях, а уже через пару месяцев вы могли одновременно, не задумываясь, переключать скорости, следить за движением, искать радиоволну на приемнике, включать поворотник и т. д. Результат данного изменения проявляется в поведении: теперь вы умеете больше слушать и задавать правильные вопросы и меньше говорите при работе с клиентом, вы начинаете больше делегировать поручения и умеете контролировать исполнение. Но часто бывает так: руководитель приобрел навык делегирования, но не может отпустить контроль ситуации, доверить исполнение дел своим подчиненным. Это еще более тонкая материя – комплекс наших установок и интеллектуальных моделей.

Качества личности и характера – это широкий спектр, включающий ценности и принципы человека (в том числе несформулированные), его мировоззрение и стереотипы, его привычки и личностное своеобразие. Именно уравновешивание важных для нас сфер жизни, коррекция собственных ценностей, изменение совокупности взглядов – это неисчерпаемый источник развития и возможность произвести монументальные изменения.

Как самостоятельное направление я бы отметил физическое состояние. Наше тело является одним из источников сбалансированности социальной жизни (читайте статьи в следующих номерах журнала) и поэтому может считаться отдельным направлением для развития.

Это не единственная и, возможно, не самая полная классификация совершенствуемых сторон человеческой жизни. Но, как принято теперь говорить, лучше пиво в руке, чем… сами знаете чего!

Куда пойти… развиться?

Поговорим наконец о том, что такое личностный и профессиональный рост сегодня, на заре нового тысячелетия.

Во-первых, нужно сказать, что, несмотря на цель и сферу изменений, мы выбираем один из возможных вариантов развития. Либо мы привлекаем дополнительные ресурсы, расширяем, так сказать, охват, то есть выбираем путь экстенсивный. Или занимаемся оптимизацией внутренних резервов. Такой путь, через повышение качества использования уже имеющихся ресурсов, принято называть интенсивным. Впрочем, чаще приходится прибегать к компиляции приведенных подходов – даже буддийская практика предполагает работу над собой изнутри и, например, освоение навыков элементарной медитации…

Кроме простых сфер, являющихся уже классическими (книги, академическое и дополнительное специальное образование), день нынешний предлагает нам новые, порой непривычные университеты.

Тренинги и семинары

Начнем с так называемого краткосрочного образования для взрослых. Оно представлено несколькими форматами. И хотя единой классификации здесь не существует, можно выделить основные: формат семинара и формат тренинга.

Как правило, семинар более дидактичен и теоретичен, в то время как на тренинге больше практических занятий: индивидуальные задания и групповые дискуссии, ролевые игры и упражнения. Конкретизирую: если семинар – это в основном ознакомление с новой информацией, передача знаний, то тренинг – интенсивный процесс получения практического опыта через ощущения, то есть это уже уровень навыков и более продуктивных установок. Многообразие тренингов и семинаров по различным аспектам жизнедеятельности – от бизнеса до создания отношений с близкими – заполонило наш рынок. Их можно классифицировать как по статусу участников (для руководителя, для специалистов, для всех), так и по тематике (самоорганизация, организация или влияние на других, командная работа и т.д.).

Однажды, будучи участником одной из выставок, посвященных краткосрочному образованию, я в прямом и переносном смысле оказался между двух огней. Как это повелось еще в Стране лилипутов, где остроголовые и тупоголовые выясняли, с какого конца чистить яйца, извечный спор, что раньше: яйцо или курица – размежевал и тренинговую сферу. Камнем преткновения в этом споре является вопрос содержания и контекста. Другими словами, есть тренинговые программы, практикующие обучение навыкам и умениям (например, в сфере коммерческих коммуникаций), а есть программы личностного роста, изучающие в первую очередь те парадигмы мышления, которые руководят нами по жизни. Один и тот же вопрос, таким образом, можно рассматривать под различными углами зрения.

Тренинги и семинары – групповые формы обучения и предполагают общедоступность и некоторую универсальность проведения. Кроме того, они весьма сжаты по времени – как правило, это один или несколько дней обучения. Естественно, качество ожидаемого результата и учет индивидуальных особенностей тем больше, чем больше персонифицирован процесс обучения. Если, конечно, речь идет не об обучении навыкам командного взаимодействия.

Персональная тренировка

Персональной работой начали заниматься не так давно появившиеся в России специалисты по персональной тренировке (personal coaching). Хотя это не совсем справедливо – первенство в индивидуальной поддержке и развитии людей все-таки остается за психотерапевтами различных конфессий. Но новый формат развивающей работы «один на один» имеет несколько иную концепцию. Если коротко, ее можно выразить так: вне зависимости от того, что у человека было в прошлом, мы можем помочь ему создать беспрецедентное будущее начиная с этого момента. То есть основной фокус направлен в будущее, а не в прошлое, и главный вопрос: «Что еще возможно?»

Безусловно, развитие посредством коучинга (сoaching) пока не затронуло всех: как и все прогрессивное и эксклюзивное, его сначала примеряют на себе бизнесмены, политики, спортсмены. Высшее звено руководителей остаются основными клиентами на персональную тренировку. Но по мере расширения рынка можно ожидать проникновения этого формата во все социальные слои. За океаном даже домохозяйка, студент и оставшийся без работы специалист могут использовать услуги профессионалов для прояснения перспектив и достижения желаемых целей.

Наше недалекое прошлое, возможно, откликнется сейчас такими понятиями, как репетитор и наставник. Но коучинг – это все-таки не просто инструктор и тем паче не духовный гуру. Как же назвать специалиста, предлагающего коучинг?

Слово тренер (coach) пришло из-за рубежа и, как правило, ассоциируется со спортом. Но достижение спортивных высот, оказывается, происходит по тем же самым законам, что и социальное восхождение. И кроме недостатка информации (которую, впрочем, многие из нас не умеют добывать и использовать оптимально), дефицита времени для закрепления нового опыта, существуют ограничения иного свойства. Каждый из нас находится как бы внутри проблемы, и необъективность наших оценок происходящего может быть весьма существенной. Это называется эффектом замыленного глаза, и даже самые искушенные в жизни могут быть подвержены его влиянию, скажем, вследствие эмоциональной зависимости от ситуации.

Коучинг и его производные (например, VIP-тренинг) – это своеобразный вид поддержки человека в развитии. Он учитывает индивидуальные особенности тренируемого, развивая способности, навыки и изменяя мировоззрение исходя из актуальной ситуации. Один мой коллега назвал этот метод содостижением. То есть это не экспертная помощь в достижении целей и реализации потребностей, не передача правильного метода решения проблем, а поддержка инициатив человека в принятии им определенных решений и дальнейших действиях. Пусть это покажется пафосным, но персональная тренировка может оказаться революционной формой развития человека, и поэтому мы еще не раз вернемся к данной теме на этих страницах.

 

И опыт, сын ошибок трудных…

В следующем номере, говоря о составлении плана индивидуального развития, мы будем использовать и другие виды саморазвития.

Одна из методик развития, основанная на нейро-лингвистическом программировании (НЛП), называемая «Стратегия гениев», была разработана психологом Робертом Дилтсем. Он вывел эмпирическим путем и предложил общественности выигрышные модели деятельности. За образцы он взял принципы работы и стратегии успешных мира сего: Эйнштейна, Аристотеля, Леонардо да Винчи, Моцарта, Диснея и других. Не важно, кто из достигших высочайшего результата в своем деле будет предметом отзеркаливания – Билл Гейтс, Алла Пугачева, Андрей Сахаров или Анатолий Чубайс.Это может быть ваш кумир из книг, друг семьи, чье поведение в трудных ситуациях достойно подражания, или коллега по работе, который умеет делать что-то лучше вас, – начните изучать его опыт, наблюдать и анализировать его поведение. Будучи не уверенным в том, что слепое копирование возможно и тем более необходимо, все-таки предлагаю присмотреться к данной методике.

Еще один ресурс – это обратная связь. Определите, что или кто может быть для вас конструктивной обратной связью. Для руководителя это может быть любой аспект жизнедеятельности его подразделения, то есть организация является отражением босса. Обратной связью для сотрудника будет как прямой результат его работы, так и косвенные показатели: доверие со стороны руководства и коллег, динамика его карьерного роста. Для политика обратная связь – это численность электората, голосующего за него «ногами», и популярность (не обязательно со знаком +) в средствах массовой информации. То же для представителя шоу-бизнеса. И так далее.

Часто мы намеренно уходим от обратной связи, так как она может оказаться нелицеприятной. Но именно реальная оценка себя, своих действий и результатов – первый шаг на пути к себе новому. В крайнем случае спросите мнение сослуживца относительно того, что работает и не работает в вас самих. И что бы он ни рассказал вам – поблагодарите его, чтобы в следующий раз он не начал лукавить. Так с минимальным дискомфортом для собственного эго вы обнаружите потрясающий потенциал.

Отправить на почту
Место для ваших заметок



Здесь вы можете оставить отзыв по данной статье



Продукты и решения по этой теме
Коучинг и менторинг
МОЙ КОД: личное видение и стратегия
Подробнее
Программы развития
СТРАТЕГИЧЕСКИЙ ФОРСАЖ

Развитие стратегического видения для высшего менеджмента

Подробнее
Консалтинг
ФОРМИРОВАНИЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ВИДЕНИЯ

Комплекс мероприятий по нахождению главной идеи бизнеса.

Подробнее
Фасилитации и модерации
СЕССИЯ: СИНХРОНИЗАЦИЯ

Остановка и согласование системы координат после встряски - осмысления контекста и интеграция нового опыта

Подробнее
PRO-постеры
ПЛАКАТ «ЛИЧНЫЙ ПЛАН РАЗВИТИЯ»

Канвас для проработки плана персонального развития сотрудника.

Подробнее
PRO-постеры
ПЛАКАТ «ПРЕДНАЗНАЧЕНИЕ»

Оригинальный канвас для проработки собственного Видения и нахождения своего предназначения.

Подробнее
Тренинги
PROСИСТЕМНОСТЬ

Способность видеть взаимосвязь и взаимозависимость частей происходящего позволяет понимать первопричины, изменять ситуации и предвидеть

Подробнее
Тренинги
PROИННОВАЦИИ

Чтобы стоять на месте нужно очень быстро бежать... то есть каждый день обновляться!

Подробнее
Персональный тренинг
Трекинг изменений
Подробнее
PRO-постеры
ПЛАКАТ «СТРАТЕГИЧЕСКОЕ ВИДЕНИЕ»

Канвас, чтобы сделать первый шаг в выстраивании стратегической перспективы - определить Видение.

Подробнее
Статьи и книги
ДАО ЛИДЕРСТВА
Подробнее
Статьи и книги
В ПОИСКАХ ЖИЗНЕННОГО БАЛАНСА

Как найти баланс в жизни и не умереть!

Подробнее
Подпишитесь на рассылку Ивана Бубнова
«Идеи для управленческих команд и их лидеров»